Персуазивные особенности самопрезентации ораторов в китайских и русских ток-шоу.
https://doi.org/10.24412/2686-9675-4-2023-46-55
Аннотация
В даннои работе на примере двух телепередач формата «стендап» — «Открытыи микрофон» (2017–) на русском языке и “脱口秀大 会” (2017–2022) на китаиском языке — исследуется функционирование персуазивнои стратегии самопрезентации. Представлены основные классификации тактик рассматриваемои стратегии, выдвинутые отечественными и зарубежными учеными. Актуальность обусловлена возрастающим в лингвистике интересом к явлениям персуазивности вне политического и рекламного дискурса и заключается в определении основного деиствующего аппарата однои из вторичных персуазивных стратегии — стратегии самопрезентации — в речи носителеи русского и китаиского языков. Цель данного исследования — анализ реализации стратегии самопрезентации в речи россииских и китаиских комиков посредством разных тактик и комплексом языковых средств. Установлено, что тактика самопрезентации в китаискои речи в основном направлена на создание негативного образа оратора. В русскои речи средства даннои стратегии могут быть направлены на создание положительного имиджа оратора, но с ироничным подтекстом. В работе также определены наиболее частотные тропы и стилистические приемы реализации персуазивности, среди которых контекстуальная антитеза, самоирония, элементы или полные версии устоичивых выражении и народных речении и др.
Об авторах
А. В. ИгнатенкоРоссия
Игнатенко Александр Владимирович - канд.филол.наук, доцент
ул. Миклухо-Маклая, д. 6, г. Москва, 112184
Д. В. Вавиленкова
Россия
Вавиленкова Дарья Владимировна - ассистент каф. ин. яз. фил. Фака
ул. Миклухо-Маклая, д. 6, г. Москва, 112184
Список литературы
1. Schneider D.J. Tactical self-presentation: to wards broader conception. Tedeschi, 1981. P. 23–40.
2. Бахтикиреева У.М., Валентинова О.И. Особенности «языкового мышления» с позиции системнои лингвистики. Russian Journal of Linguistics. 2022. Т. 26. №1. C. 224–244. https://doi.org/10.22363/2687-0088-30149
3. Сунь Ю., Калинин О.И., Игнатенко А.В. Использование индексов метафоричности для анализа речевого воздеиствия мета форы в текстах публичных выступлении политиков. Russian Journal of Linguistics. 2021. Т. 25. №1. C. 250–277. https://doi.org/10.22363/2687-0088-2021-25-1-250-277
4. Малюга Е.Н. Корпусныи подход к исследованию корпоративнои коммуникации. Russian Journal of Linguistics. 2023. Т. 27. №1. C. 152–172. https://doi.org/10.22363/2687-0088-33561
5. Калинин О.И., Игнатенко А.В. Сравнительныи анализ использования метафор в русских, англииских и китаиских медиа текстах информационного и воздеиствующего характера. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2022. Т. 13. №4. C. 1062–1082. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2022-13-4-1062-1082
6. Игнатенко А.В., Дорофеева Е.А. Политические метафоры в контексте стереотипиза ции и когнитивных искажении. Политическая лингвистика. 2022. № 3 (93). С. 27–38.
7. Jones E.E., Pittman T.S. Toward a general theory of strategic self-presentation. Psychologi cal perspectives on the self. 1982. № 1.
8. Ковригина Е.А. Коммуникативная стратегия самопрезентации в дискурсе интер нет-интервью: автореф. дис. … канд. филол. наук. Кемерово, 2010.
9. Сорокина Ю. В. Стратегия самопрезентации как элемент эффективного речевого воздеиствия в рамках педагогического дискурса. Вестник Челябинск. гос. ун-та. 2014. № 6. С. 89–92.
10. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: ЛКИ, 2008. 202 с.
11. Спешнев Н.А. Китайцы. Особенности национальной психологии. М.: КАРО. 2017. 336 с.
12. Видеоплатформа Bilibili https://clck.ru/35KBhE (Дата обращения: 02.08.2023-13.08.2023) 13) Видеохостинг телеканала ТНТ «Открытыи микрофон» https://okrytyj-mikrofon.tnt-online.ru/ (Дата обращения: 03.08.2023-10.08.2023)
Рецензия
Для цитирования:
Игнатенко А.В., Вавиленкова Д.В. Персуазивные особенности самопрезентации ораторов в китайских и русских ток-шоу. Современные востоковедческие исследования. 2023;5(4):46-55. https://doi.org/10.24412/2686-9675-4-2023-46-55
For citation:
Ignatenko A.V., Vavilenkova D.V. The persuasive features of of speakers in Chinese and Russian talk shows. Modern Oriental Studies. 2023;5(4):46-55. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2686-9675-4-2023-46-55
