История и современность мусульманского мистицизма-тасаввуфа в Азербайджане
https://doi.org/10.24412/2686-9675-1-2023-79-98
Аннотация
Данная статья посвящена некоторым особенностям истории суфизма в Азербаи джане. В статье описывается история распространения тасаввуфа в Азербайджане, основные школы и течения, а также их влияние на общественно-политическую жизнь Азербайджана. Особое внимание автор уделяет изменениям, произошедшим в эволюции суфизма в Азербайджане в XVIII-XIX веках, т.к. основные средневековые азербайджанские братства Халватиййа и Сафавиййа перестали вести свою деятельность на территории исторического Азербайджана. Рассматривается факт того, почему именно братство Накшбандии а начинает играть ключевую роль в жизни мусульман Азербайджана в XIX веке. В статье также даны сведения о суфиях, функционировавших в советское время, об их отношениях с государством и обществом.
После распада СССР в условиях обретения независимости и активизации религиозной жизни тасаввуф возрождается с новой силой. Именно на территории Азербайджана ведут свою деятельность потомки и последователи Накшбандийа-Халидийа. Проявляется это в форме местных оджаков (святых мест) во главе с функционирующими шеи хами. Кроме этого, важное значение для духовной жизни мусульман Азербайджана имеет деятельность дервишей -роузеханов, а также паломничество в места захоронении могил суфийских старцев (пиры). Наряду с вышеуказанным, в 1990-2000 годы среди населения Азербайджана начинают распространяться идеи суфийских шейхов из Турции и России, в частности, северокавказский дагестанский суфизм.
Ключевые слова
Об авторе
Н. Э АлескероваАзербайджан
Алескерова Несрин Эльдар кызы, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных наук
AZ1146, Азербайджан, город Баку, Бинагадинский район, пос. Ходжасан, ул. Университетская,1
Список литературы
1. Абасов А. Ислам в современном Азербайджане: Образы и реалии. Азербайджан и Россия: общества, государства. Москва, 2001.
2. Абасов А., Фурман Д. Ислам в пространстве – времени Азербайджана. Баку, 2017.
3. Алескерова Н. Ислам в Азербайджане: История и современность. Идентичность, власть и город в работах молодых ученых Южного Кавказа. Тбилиси, Heinrich Bo llStiftung, 2005. С. 12-38
4. Алескерова Н.Э. Роузэханы. Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып. 5. Москва, 2012. С. 115-118
5. Алескерова Н.Э. Роль азербайджанскои суфийской литературы и музыки в духовной культуре азербайджанского народа. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусства, 2017. №4. С. 50-55
6. Алескерова Н. Суфийское братство Халватийа. Санкт-Петербург: Петербургское востоковедение, 2015.
7. Ашурбейли С. Государство Ширваншахов. Баку, 1983.
8. Аверьянов Ю.А. Хаджи Бекташ Вели и суфийское братство Бекташийа. М. 2011.
9. Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. М., 2003.
10. Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература. М., 1965.
11. Hu seynli Rəsul. Azərbaycan Ruhaniliyi. Bakì, 2002. (на азерб.)
12. I skəndərli C. Azərbaycanda qeyri-ənənəvi dinlər və tərigətlər. Bakì, 2008. (на азерб.)
13. История Азербайджанской философии. Под.ред. Ф.К. Кочарли, З.А. Кулизаде. Баку, 2002, Т. 1.
14. Кныш АД. Ал-Ишрак. Ислам. Энциклопедический словарь. М, 1991.
15. Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм. М.- СПб, 2004.
16. Кули-заде З.А. Из истории азербайджанской философии VII-ХVI вв. Баку, 1992.
17. Nemət M. Azərbaycanda pirlər. Bakì, 1992. (на азерб.)
18. Niyazov Ə. XIX əsr Azərbaycanın ŞimalQərbində (Ganıx_Həftəran vadisi) dini həyat, elm və mədrəsələr. Bakì, 2019. (на азерб.)
19. Məhəmmədcəlil M., Xəlili F. Mövlanə İsmayıl Stradəddin Şirvani. Bakì, 2003. (на азерб.)
20. Неи мат М.С. Корпус эпиграфических памятников Азербайджана. Баку, 1991.
21. Месхидзе Дж. И. Кунта-хаджжи. Ислам на территории бывшей Российской империи. Вып. 1. М., 1998. С. 61-62
22. Петрушевскии И.П. Ислам в Иране. Санкт-Петербург, 1964.
23. Рзакулизаде С.Д. Мировоззрение Баба Кухи Бакуви. Баку, 1978.
24. Sevim Ali. Yu cel Yaşar. Türkiyə tarihi. cilt. 1, Ankara. 1990, cilt 2. Ankara, 1990. (на тур.)
25. Халидов А.Б. аш-Шафи’и и а. Ислам. Энциклопедическии словарь. М., 1991., С.295- 296.
26. Шихалиев Ш.Ш. Cуфийский шейх сегодня. Этнографическое обозрение. №2. М., 2006. С. 24-32
27. Юнусов А. Ислам в Азербайджане. Баку, 2004.
28. Юнусов А. Исламский фактор в Азербайджане. Баку, 2013.
29. Ниязов Абдул-Вахид. Шейх Осман НуриТопбаш и его «Худай Вакфы». https://abdul-vakhed.livejournal.com (дата обращения: 24.12.2022).
30. В Управлении мусульман Кавказа состоялась встреча с почетным председателем Вагфа Азиза Махмуда Худаи. Баку 7 мая 1918 г. Азертадж https://azertag.a1>xeber (дата обращения 24.12.2022).
31. Əziz Mahmud Hu dayi Vəgfinin səlahiyyətli nu mayəndəsi şəhid və gazi ailələrini ziyarətetdi. http://facebook.com/story.php?story_fbid=4195986687148014&id=416578661755521&sfnsn=mo (дата обращения 24.12.2022). (на азерб.)
Рецензия
Для цитирования:
Алескерова Н.Э. История и современность мусульманского мистицизма-тасаввуфа в Азербайджане. Современные востоковедческие исследования. 2023;5(1):79-98. https://doi.org/10.24412/2686-9675-1-2023-79-98
For citation:
Alasgarova N.E. History and modernity of Muslim mysticism-tasavvuf in Azerbaijan. Modern Oriental Studies. 2023;5(1):79-98. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2686-9675-1-2023-79-98