Preview

Современные востоковедческие исследования

Расширенный поиск

Телеологический аргумент в пользу существования Бога в учении Свами Вивекананды

https://doi.org/10.24412/2686-9675-1-2025-100-117

Аннотация

В статье рассматривается телеологический аргумент, приведённый в одном из западных выступлении всемирно известного индийского мыслителя и общественного деятеля Свами Вивекананды. Вопрос поиска и обоснования рациональных аргументов в защиту существования Бога был актуален на протяжении всей истории философской мысли. Среди всех обосновании существования Бога мыслители выделяли телеологический аргумент, называемый также аргументом от разумного замысла. Этот аргумент получил известность в изложении средневекового философа и богослова Фомы Аквинского, а также англиканского богослова XIX в. У. Пеи ли. Телеологический аргумент в пользу бытия Бога разрабатывался и индийской философской традиции, в частности, мыслителями школ ньяи и вайшешики. Наиболее полное отражение он получил в труде «Ньяя-кусуманджали» философа X в. Удаяны. В западных лекциях Вивекананда был вынужден представлять аудитории убедительные доводы истинности своих религиозных воззрений, поэтому он уделял большое внимание рациональным обоснованиям бытия Бога. Учение Свами Вивекананды не утратило своей популярности до настоящих дней, поэтому исследование сформулированного мыслителем аргумента в защиту существования Бога актуально. Посредством герменевтического и сравнительно-исторического методов в статье анализируются тексты выступлений, заметки к лекциям и переписка Вивекананды. Выясняется, что при изложении телеологического аргумента индийский мыслитель апеллирует к пространственной и темпоральной упорядоченности вселенной, не в полной мере принимает теорию Дарвина и пытается согласовать свои идеи с научными знаниями своей эпохи. В статье определяются причины критики мыслителем аргумента «от дизайна». Делается вывод о выстраивании Вивеканандой индийского варианта телеологического аргумента.

Об авторе

Л. Е. Жукова
Русская христианская гуманитарная академия им. Достоевского
Россия

Жукова Любовь Евгеньевна, Кандидат экономических наук, аспирант

Набережная реки Фонтанки, 15, Санкт-Петербург, 191011



Список литературы

1. Шохин В.К. Обоснования существования Бога: новый опыт классификационного анализа. Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017; Вып. 73. С. 13–29.

2. Суинберн Р. Существование Бога / Пер. с англ. М.О. Кедровой . Москва: Языки славянской культуры, 2014.

3. Матвеев П.Е. О доказательствах бытия Бога. Вестник Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Серия Социальные и гуманитарные науки. 2020; 4 (28). С. 71-81.

4. Кошелев И.А. Аргумент от разумного замысла в естественной теологии Ричарда Бакстера. Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017; Вып. 73. С. 83–94.

5. Аквинский Ф. Сумма теологии. Вопросы 1–64 / Пер. с лат. А.В. Апполонова. Москва: Издатель Савин С.А., 2006.

6. Мюррей М., Реи М. Введение в философию религии / Пер. с англ. А. Васильева. Москва: ББИ, 2010.

7. Highlights: «It is our responsibility to realise Swami Vivekananda’s vision for India». The Indian Express. November 12, 2020. https://indianexpress.com/article/india/narendra-modi-jnu-swami-vivekanandastatuelive-updates-7049144/ (дата обращения: 18.11.2024).

8. Костюченко В.С. Вивекананда. Москва: Мысль, 1977.

9. Jhanji R. The Philosophy of Vivekananda. New Delhi: Aryan Books International, 2007.

10. Singh Sh. Religious and Moral Philosophy of Swami Vivekananda. Patna: Janaki Prakashan, 1983.

11. Chattopadhyaya R. Swami Vivekananda in India: A Corrective Biography. Delhi: Motilal Banarsidass, 1999.

12. Ишервуд К. Рамакришна и его ученики / Пер. с англ. М. А. Салганик. Москва: Наталис, 2004.

13. Kopf D. The Brahmo Samaj and the Shaping of the Modern Indian Mind. Calcutta: Gupta Brothers, 1959.

14. Sen K. Lectures in India. London: Cassel and Company, 1904.

15. The Life of Swami Vivekananda by his Eastern and Western Disciples. Calcutta: Advaita Ashrama, 1960.

16. De Michelis E. A History of Modern Yoga. New York: Continuum, 2004.

17. Burke M. Swami Vivekananda in America: New Discoveries. Calcutta: Advaita Ashrama, 1958.

18. Фаликов Б.З. Неоиндуизм и западная культура. Москва: Наука, 1994.

19. Vivekananda Swami. The Complete Works. Vol. 1-8. Mayavati, Almora: Advaita Ashrama, 1947–1964.

20. Диспут между Расселом и отцом-иезуитом Ф. Коплстоном / Пер. с англ. А.А. Яковлева. http://lib.ru/FILOSOF/RASSEL/existenc.txt/ (дата обращения: 18.11.2024)

21. Аникеева Е.Н. О доказательствах существования Бога/ Ишвары в индии скои философии. Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2014; Вып. 4 (54). С. 49–63.

22. MacGregor L. A Critical Study of the Relationship Between Science and Advaita Vedanta as Understood by Swami Vivekananda. Quebec: Concordia, 1995.

23. Чаттерджи С. Введение в индийскую философию / Пер. с англ. Москва: ИИЛ, 1955.

24. Йога-сутры. Классическая йога («Йогасутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья») / Пер. с санскр., введ., коммент. и реконструкция системы Е. П. Островской и В. И. Рудого. Москва: Наука, 1992.

25. Channa S. The Concept of Hunab Evolution and Swami Vivekananda’s Understanding of It. Understanding Vivekananda. Ed. by Swami Suparnananda. Calcutta: Ramakrishna Mission Institute of Culture, 1960.


Рецензия

Для цитирования:


Жукова Л.Е. Телеологический аргумент в пользу существования Бога в учении Свами Вивекананды. Современные востоковедческие исследования. 2025;7(1):100-117. https://doi.org/10.24412/2686-9675-1-2025-100-117

For citation:


Zhukova L.E. The Teleological Argument for the Existence of God in the Teachings of Swami Vivekananda. Modern Oriental Studies. 2025;7(1):100-117. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2686-9675-1-2025-100-117

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2686-9675 (Print)
ISSN 2782-1935 (Online)